Сайт музея боевой славы МБОУ Вазьянской средней школы им. З. И. Афониной

Воскресенье, 11.04.2021, 15:50

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | "Я - гражданин России" | Регистрация | Вход

"Я - гражданин России"

ОТЧЁТ

по организации

экспериментальной работы по теме

«Я – гражданин России»

Составители: Бузина В. А.,

Базанова М. Г.,

 

Сроки реализации: 2006 – 2013 годы

Основная часть работы

Исходные позиции:

В школе  создана воспитательная система,  выбрана тема «Я – Гражданин России» и  на базе  школы работает экспериментальная площадка.

Система  совершенствуется, обновляется, трансформируется с учётом особенностей школы.

Весомый вклад в системность вносят школьные традиции, неотъемлемая черта которых – их патриотическая направленность: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, вручение им подарков, выполненных ребятами, возложение венков выпускниками в день Последнего звонка, 1 сентября, 9 мая  к бюстам и мемориальным доскам В. Караганова и З. Афониной, Л.Е. Генералова, линейки, посвященные  9 мая, дню рождения З. Афониной, выводу войск из Афганистана, дню рождения Л.Е. Генералова, уборка и благоустройство территорий памятника погибшим воинам, могилы В. Караганова, территории у храма. В школе традиционно проводятся вечера чествования победителей олимпиад, ежегодного интеллектуального марафона, встречи с выпускниками школы – студентами высших и средних специальных учебных заведений.

Педагогический коллектив стремится укреплять и сохранять школьные воспитательные традиции, вовлекать детей в систему дополнительного образования.

Школьный музей Боевой славы является местом, связывающим разные поколения: здесь встречаются воспитанники детского сада, школьники, молодёжь, ветераны. В музее проводятся экскурсии для школьников района, уроки Мужества, внеклассные мероприятия, ведется инновационная работа.

В школе на протяжении ряда лет работает патриотический кружок, с 2007 года подростковый военно-патриотический клуб «Патриот», с  2010 года – школьное экскурсионное бюро.

Для формирования гражданина основное внимание уделяется воспитанию любви к родному языку, литературе, к природе, к родной школе, учителям, товарищам, воспитания уважения к людям, семье, воспитания интереса к истории села, района, области, страны.

Для развития условий формирования системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в школе разрабатываются и реализуются различные социальные проекты.

Школа активно сотрудничает с районным управлением образования, культуры и спорта, районным Домом культуры, Центром занятости населения, районным музеем, СМИ, сельской и районной администрациями, домом детского творчества и другими учреждениями

 

 

Цель исследования:

Цель  программы: Воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства на основе традиций, образованности, нравственности, культуры, здоровья, общечеловеческих ценностей.

Задачи:

  1.  Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира через развитие познавательной активности учащихся.
  2. Формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
  3. Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности.
  4. Развитие у ребенка творческого потенциала.
  5. Формирование у учащегося осознания собственного «Я», помощь ему в самореализации, развитии внутренней потребности к самосовершенствованию.

 

 

Основные методы исследования:

Диагностика продуктивности воспитательной деятельности;

Мониторинг УВП;

Наблюдения;

Анализ качества педагогических условий, обеспечивающих успешность воспитательного процесса;

Социологические исследования.

Основные аргументированные результаты исследования:

Опытно-экспериментальная работа по теме «Я – гражданин России» ведется в школе в течение 6 лет. Один год школа являлась региональной экспериментальной площадкой по теме «Формирование гражданской идентичности учащихся средствами музейной педагогики».

В процессе опытно-экспериментальной работы  укрепляются и сохраняются школьные воспитательные традиции, что способствует становлению школьной воспитательной системы.

В воспитательном процессе задействованы:  заместитель директора по ВР Жучкова О.С., вожатые среднего Малахова О.В., младшего – Карсакова В.Б., Исакова С.А.,   7 классных руководителей, имеющие в основном высшее образование.

За годы работы по программе экспериментальной деятельности в школе накоплен богатый опыт работы по формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств личности, позволяющий в дальнейшем вести систематическую, целенаправленную, инновационную работу по патриотическому воспитанию учащихся. Успешно осуществляется содействие самоопределению личности, созданы условия для ее конструктивной творческой самореализации, развития гражданского достоинства и ответственной социальной позиции, формирования системного, логического, универсального мышления учащихся, которые позволяют самостоятельно решать возникающие проблемы. Важным направлением образовательного процесса является краеведение. Большая роль отводится работе по увековечению памяти земляков, на примерах их бескорыстного служения Отчизне воспитывается любовь к Родине. О высокой результативности работы свидетельствует устойчивый  интерес учащихся к исследовательской работе, сформированность у выпускников гражданско-патриотических качеств через вовлечение их в специфическую гражданскую деятельность.

Именно выпускники являются носителями культуры, ценностей, традиций воспитательной системы. Они являются носителями положительного нравственного опыта школьного сообщества и являются объектом подражания для учащихся младших и средних классов.

Выпускники нашей школы успешно адаптируются и самореализуются в изменяющихся экономических и социально-культурных условиях, в основном продолжают своё образование. Так, например, активная и любознательная Баранова Валентина закончила с красным дипломом Нижегородский коммерческий институт. Старательный и ответственный Генералов Иван (член клуба «Патриот») обучаясь в Нижегородском инженерно-экономическом институте, проходил стажировку в Германии в числе лучших студентов. Готовность к ответственности за судьбу своей страны доказала выпускница Хрулева С., поступив и успешно обучаясь в Высшей Школе МВД. Целеустремлённая и прилежная Арбузова Галина, экскурсовод музея, освещавшая  школьные новости в районной и областной газетах, затем, получив высшее образование, нашла свое призвание, работая экскурсоводом музея Максима Горького. Энергичная, общительная Батракова Екатерина, студентка финансового факультета ННГУ им. Лобачевского обучается в университете в Италии. Серьёзный и трудолюбивый Константин Москвин, проходя службу в рядах вооруженных сил РФ, участвовал в параде Победы на Красной площади. Школьный экскурсовод Наталья Арбузова, инициативная и артистичная, закончила НГПУ с красным дипломом. Настойчивая и неравнодушная Панова Алена, получив среднее профессиональное образование педагога, поступила учиться в вуз. Доброжелательный и любящий спорт Королев Денис ответственно выполнил свой долг служения Родине в вооруженных силах, получив благодарность командования. В 2013 году выпускник Чертилов Алексей, ответственный и исполнительный, член клуба «Патриот» участвовал в параде Победы.

Для этих и других учащихся школы не прошли даром уроки и внеклассные мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность, им предоставлялась возможность для самореализации, демонстрировались значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств.

Практически все учащиеся школы вовлечены в патриотическую работу: являются членами патриотического кружка, военно-патриотического клуба «Патриот» , экскурсионного бюро  (руководитель Малахова О.В.), совета музея боевой славы, трудовой подростковой бригады , научного общества учащихся «КВИнт» (руководитель Базанова М.Г.), клуба «Родничок», членами профильного отряда летнего оздоровительного лагеря (руководитель Морозова О.П.), реализуют различные социальные проекты ( Морозова О.П., Малахова О.В.,  Исаков Е.А.)

Пять лет подряд команда военно-патриотического клуба «Патриот» участвует в областном смотре-конкурсе военно-патриотических объединений и клубов Нижегородской области. И пусть ребята не занимали призовых мест, были в «золотой» середине, они достойно защищали честь школы, соперничая с командами различных воинских частей и специализированных клубов.

Слаженно  работает школьное экскурсионное бюро. Ребята проводят экскурсии в музее, по родному селу, виртуальные экскурсии, реализуют социальные проекты, готовят инновационные мероприятия на базе музея. Четыре человека из числа школьных экскурсоводов прошли заочное обучение и получили свидетельства «Экскурсовод музея образовательного учреждения» ГОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области: Иванова С., Малахов М., Морозова А.. Генералова А. (руководители Малахова О.В., Морозова О.П.). Во время обучения экскурсоводами были разработаны новые экскурсии (по улицам села Вазьянка, на Марах).

 Музей боевой славы признан лучшим школьным музеем района, он также подтвердил свой  статус музея образовательного учреждения по итогам паспортизации в ГОУ ДОД ЦДЮТЭ Нижегородской области до 2016 года (руководитель Жучкова О.С.).

Тема «Я – гражданин России» используется при разработке пятилетнего плана летнего оздоровительного лагеря. В этом году в летнем лагере пятый год действовал профильный отряд «Патриот» для учащихся – членов ВПК, проведены мероприятия  – занятия строевой, огневой подготовкой, экскурсии в районный музей,  в Лысковский музей, поездки на Мары, в заповедные места Спасского района,  члены клуба в качестве экскурсоводов проводили экскурсии в школьном музее.

Ежегодно под руководством Арбузовой А.А. члены профильного отряда реализуют проект «По местам памяти погибших в годы войны», в рамках которого проходит посещение памятников погибшим воинам в  сёлах района.

Морозова О.П. организует поездку в каникулы по храмам округи, руководит проектом «Простой советский человек».

Дети из патриотического клуба (руководитель Малахова О.В.) проводят инновационные мероприятия («Елка в музее», «Свеча памяти» и др).

В школе прошла  вторая ученическая конференция «Шаг в науку» (организатор Базанова М.Г.), в ней приняли участие учащиеся 5-10 классов – члены школьного научного общества «КВИнт». Учащиеся подготовили интересные исследовательские работы с презентациями. Иванова Светлана ученица 10  (руководитель Баранова И.В.) класса рассказала о том, какие праздники популярны в Германии, ученик 8 класса Фролочкин Вадим (руководитель Базанова М.Г.) рассказал о великом русском ученым Д.И. Менделееве, ученик 8 класса Малахов Миша (руководитель Малахова О.В.) рассказал о семи чудесах России. Ученица 6 класса Света Баранова (руководитель Морозова О.П.) рассказала о простых, но в то же время замечательных людях нашего села. А Морозова Агния (руководитель Морозова О.П.) рассказала нам о своем дедушке, учителе Морозове П.К..

Ученик 6 класса Савельев Саша (руководитель Жучкова О.С.) провел исследование по математике и предложил алгоритм Евклида для нахождения наибольшего общего делителя чисел. Ученица 9 класса Генералова Аня (руководитель Прохорова Е.И.) осветила тему «Компьютер и здоровье»

Педагоги нашей школы активно участвуют в конкурсах и обладают прекрасным опытом подготовки детей к конкурсам различных уровней. Исаков Е.А. руководитель отряда ЮИД заняли II место в финале конкурса « На лучшую организацию работы по профилактике детского дорожного-травматизма среди руководителей отрядов ЮИД», Наша команда заняла III место в муниципальном соревновании «Нижегородская школа безопасности – Зарница». Филатова О.В. явилась победителем районного конкурса «Призвание – учитель».

Получены четыре  путевки в лагерь «Лазурный»,  одна путевка в лагерь « Орленок» за патриотическую работу , одна путевка за участие в областном конкурсе отрядов ЮИД, две путевки за успешное участие в спортивных соревнованиях (учитель Бузин С.Л.).

Школа заняла I место в рейтинге школ по  итогам работы в 2011-2012 учебном году, II место в районном конкурсе «25 лет возрождения осенней Спасской ярмарки»

Поисковая экспедиция военно-патриотического клуба « Патриот» заняла I место в районном смотре-конкурсе поисковых экспедиций « Мое село.Страницы истории», поисковая экспедиция юных краеведов « Родничок» заняла III место в районном смотре-конкурсе поисковых экспедиций « Мое село.Страницы истории»

Музей боевой славы признан победителем  в смотре-конкурсе школьных музеев Нижегородской области, посвященному Году российской истории и 400 - летию освобождения г.Москвы ополчением К.Минина и Д. Пожарного  в номинации « Военно-исторические музеи, в том числе боевой славы» и награждена грантом в размере 30000 рублей.

Трудовая подростковая бригада «Рекорд» награждена  благодарственным письмом Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области за участие в областном конкурсе «Лучшая трудовая подростковая бригада 2012» в номинации «Кто в доме хозяин».

Семья Прохоровых награждена Дипломом Министерства социальной политики Нижегородской области за участие в областном семейном конкурсе снежных скульптур.

 Жучкова А, Морозова А, Жучков Д получили сертификаты за участие в областном конкурсе детской и молодежной непрофессиональной социальной рекламы « Рекламный проспект».

Жучкова А. участвовала в областной акции видео о ветеранах«Пламя памяти»

Малахова О.В. награждена за II место в районном конкурсе библиотекарей.

Савельев А. ( руководитель Жегулина Е.А.)награжден за II районном конкурсе чтецов, принимал участие в областном конкурсе чтецов. Журавлева Р. участвовала в районном конкурсе исследовательский проектов по экономике, Савельев А. по математике (руководитель  Жучкова О.С.)

Прохорова Д. стала победителем областного конкурса видеороликов «Безопасный интернет» с работой «Вредоносные вирусы».

Ученический совет школы (руководитель Жучкова О.В.)участвовал в областном конкурсе органов ученического самоуправления.

Портнова О. ученица 6 класса награждена Дипломом за II место в районном конкурсе семейного творчества «Подушка для бабушки»

Прохорова Д., Чупров А награждены Похвальными грамотами за участие в областном конкурсе «Право на счастливое будущее». Романова М за III место в районном фотоконкурсе « Моя  малая Родина»; Морозова А. за I место , Баранова С за II место в районном конкурсе «Мой Спасский край»

В этом году была организована экскурсия в кадетскую школу для воспитанников клуба «Патриот»

Интересно прошла «Неделя детской книги» (организатор Малахова О.В.).

В школе разработана четырехлетняя ООП НОО, велась работа по внедрению ФГОС НОО. В 1, 2 классах внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке),  ориентирована на развитие личности школьника по следующим направлениям:

  • спортивно-оздоровительное (подвижные игры, школа докторов природы, дни здоровья, поездки в ФОК, весёлые старты);
  • общекультурное (смотрю на мир глазами художника, декоративно-прикладное искусство, мастерские, конкурсы рисунков);
  • духовно-нравственное («Я – гражданин России», клуб «Родничок»);
  • социальное (отряд юных пожарных, юные инспекторы дорожного движения, конкурсы, игры);
  • общеинтеллектуальное (НОУ, олимпиады, «Умники и умницы», проектная деятельность, тренинги, практикумы, презентации);

Содержание занятий, предусмотренных как внеурочная деятельность, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и направлено на  реализацию  различных форм её организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.  Морозова О.П. составила и реализует с учащимися 1, 2 классов программу по внеурочной деятельности «Школа сказочников», включающую в себя изучение старинной одежды, предметов быта, сведений о соседних землях и о старинных городах Нижегородчины.

Дети и их родители (законные представители) дают положительную оценку работы учителя в организации внеурочной деятельности. Анализ планируемых достижений по итогам года свидетельствует о приобретении детьми некоторого опыта творческой деятельности, повышении их интеллектуального уровня, сформированности представлений об  основных  компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни.

Были  запланированы и проведены семинары:  «Одаренные дети и особенности работы с ними в рамках реализации национальных образовательных инициатив «Наша новая школа», «Современные образовательные технологии» Базанова М. Г.,  «Публикация материалов о работе школы на школьном сайте» Прохорова Е.И., «Роль школьного музея в привлечении учащихся к исследовательской деятельности, воспитании у школьников  сознательного отношения к увековечению памяти погибших воинов. Формы и методы работы по пропаганде гражданственности и патриотизма» Жучкова О.С.

 Учителя начальной школы Исакова С.А., Карсакова В.Б. занимаются с учащимися изучением родного края, его истории, используют краеведческий материал в преподавании. Результаты своей успешной работы они, а также Морозова О.П. показали на районных педагогических чтениях, подготовив сообщения из опыта работы.

 Методическую  помощь педагогическим работникам и учащимся по разработке программ, сценариев, творческих работ оказывает заместитель директора по ВР Жучкова О.В., старшая вожатая Малахова О.В.

Серьёзное внимание в школе уделяется краеведению, которое во многом способствует патриотическому и нравственному воспитанию. В начальной школе дети изучают новый предмет – нижегородоведение, где они имеют возможность изучать историю малой родины.  В 6 классе введено географическое краеведение, в 6-9 классах в учебный план включён предмет экология. Предмет экология интересен детям, так как позволяет получить знания по важнейшим экологическим проблемам современности и возможность применения их на практике. Введён третий час физической культуры в 1-8, 10,11 классах, что позволяет детям больше двигаться, укрепляя своё здоровье, потому что важно, чтобы будущее поколение было здоровым и развитым как духовно, так и физически.

Празднование Дня Великой Победы проходит в школе  по особому плану.

Учащиеся посещают музей Боевой Славы, участвовуют в викторине о героях Великой Отечественной войны, в конкурсах  рисунков, стенгазет и плакатов, в школьном и сельском митингах, проводят субботники у домов ветеранов, у памятника погибшим воинам, на могиле Караганова В., изготовляют подарки и поздравляют ветеранов на дому, записывают голоса ветеранов на диктофон. Проводятся военно-спортивная игра на местности, школьный туристический слёт, конкурс чтецов.

  Также дети ведут работу по помощи ветеранам: ни один ветеран не остаётся без внимания, так как каждый класс взял шефство над конкретными ветеранами. Зимой дети регулярно очищают снег на территории у дома ветерана, поздравляют их со всеми государственными праздниками, дарят подарки, сделанные своими руками, общаются с ними, при необходимости оказывают помощь по хозяйству. Ветераны знают, что они всегда могут обратиться к ребятам за помощью.

Ветераны – частые гости в школе.

Увековечивание памяти земляков – тоже одно из важнейших направлений нашей работы. Так, например, именно по инициативе коллектива школы состоялось открытие  мемориальной доски генерал-полковнику Л.Е. Генералову при помощи депутата Законодательного Собрания Антипова В.А., заместителя председателя правления общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной службы «Инвалиды войны» (Нижегородская региональная организация Хриченко К.И.,), сослуживца генерал-полковника Генералова Л.Е. генерал-майора полиции, заместителя начальника ГУВД по Нижегородской области В. Кабацкого.

Члены клуба «Патриот» принимали активное участие в церемонии открытия доски: готовили и проводили вынос знамени, вахту памяти, чтение биографии героя, открытие доски, литературно-музыкальный монтаж, возложение цветов.

В целях повышения компетентности в области педагогики, психологии, правой культуры в течение года проходили проблемные семинары, практикумы с участием педагогов, классных руководителей. К воспитательному процессу привлекаются также родители.

Укреплялась материальная база по патриотическому воспитанию: подростковой бригадой благоустроена территория возле мемориальных досок: разбиты новые клумбы, проложены дорожки. Данный проект участвовал в областном конкурсе, участники были приглашены на подведение итогов в Нижний Новгород.

Благоустраивалась вся школьная территория: украшена территория школьного двора, разбиты новые клумбы, выпускники соорудили на территории школы «Альпийскую горку», проводились субботники по расчистке прилегающей территории.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Мониторинг показал, что родители довольны качеством образовательного и воспитательного процесса в школе, наблюдается высокий уровень воспитанности учащихся в начальной школе. Анкетирование учащихся среднего звена показывает, что дети коммуникабельны, активны, нуждаются в более широком спектре услуг дополнительного образования. При опросе старшеклассников выявлено повышенная тревожность при сдаче экзаменов, которая успешно преодолена.

Основные выводы и предложения:

Все мероприятия программы выполнены. В образовательном и воспитательном процессах учитываются индивидуальные особенности ребёнка, создаются условия для целенаправленного развития личности. Выпускники школы стремятся к продолжению образования. Увеличивается качество обученности, нет неуспевающих. Возросла конкурентоспособность школы. Не зафиксировано случаев употребления спиртных напитков несовершеннолетними.

Планируется и в дальнейшем укреплять и сохранять школьные воспитательные традиции, что способствует становлению школьной воспитательной системы, больше вовлекать детей в систему дополнительного образования, активизировать досуг детей, рекомендовать поставить на контроль родителями проведение свободного времени учащихся, находящихся в социально-опасном положении.

Теоретическая и практическая значимость исследования, новизна:

Теоретическая и практическая значимость исследований состоят в том, что гражданское воспитание обучающихся и воспитанников является жизненно-важным процессом для государства в современных условиях. Будущее поколение должно быть здоровым и развитым, не только физически, но и духовно. Учащиеся приобретают важные коммуникативные навыки, что способствует их более успешной самореализации.

Новизна заключается в том, что тема хоть и традиционная, но используются новые подходы (системный, технологический).

Внедрение результатов исследования в практику (тиражирование и распространение):

Учащиеся, посещающие патриотический кружок, публиковали ряд статей в районной газете «Сельские зори».

Опубликована серия статей в газету «Сельские зори» (авторы Бузина В.А.,  Морозова О.П., Малахова О.В.)

Публиковался материал из опыта работы школы в районном альманахе по патриотическому воспитанию. Создан школьный альманах «Патриотическое воспитание». Создан сборник материалов «Музей боевой славы». Выпущена книга «С чего начинается Родина…». Подготовлен материал для областного сборника.

Планируется и в дальнейшем положительные результаты внедрять в работу школы, опытом делиться на семинарах, через периодическую печать (районную и областную).

 

 

 

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Апрель 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0