Система школьных мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
«В обществе не должно быть ни одного
бесцветного человека, важно открыть
буквально перед каждым, те сферы развития
его души, где он может достигнуть вершины,
выявить себя, заявить о своем «я», черпать
силы из источника человеческого
достоинства, почувствовать себя не
обделенным, а духовно богатым»
В.А. Сухомлинский.
В школе создана воспитательная система, системообразующей деятельностью которой является познавательная деятельность в гражданско-патриотическом, краеведческом, здоровьесберегающем направлениях, способствующая осознанию обучающимися своей сопричастности к судьбе Отечества, интеллектуальная деятельность, способствующая развитию познавательной активности, устойчивой мотивации к продолжению образования. Эти деятельности наиболее значимы и привлекательны для большинства учащихся и воспитанников школы, соответствуют целям воспитательной системы.
Система совершенствуется, обновляется, трансформируется с учётом особенностей школы.
Дополнительное образование - занятия в различных кружках, участие в различных соревнованиях и других формах, способствующих развитию познавательной активности, расширению кругозора в зависимости от интересов, потребностей детей и возможностей школы.
В школе имеется и непрерывно развивается материально-техническая база для вышеуказанных видов деятельности, а педагогический коллектив владеет методикой их использования в образовательном процессе.
ЦЕЛЬ воспитательной системы школы: воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства на основе традиций, образованности, нравственности, культуры, здоровья, общечеловеческих ценностей.
Для достижения цели воспитательной системы школы решаются следующие ЗАДАЧИ:
- Формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира через развитие познавательной активности учащихся.
- Формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения и нравственных основ личности.
- Развитие у ребенка творческого потенциала.
- Формирование у учащегося осознания собственного «Я», помощь ему в самореализации, развитии внутренней потребности к самосовершенствованию.
Идея гражданственности и патриотизма проходит красной нитью через весь образовательный процесс школы: является ведущей в детской организации «Бригантина», на этой идее основана программы оздоровительных лагерей, она отражается в исследовательской деятельности.
Основными направлениями воспитательной работы в школе являются:
- Воспитание любви к родному языку,
к родной литературе.
Воспитывая патриотизм, в первую очередь воспитываем любовь к родному языку и литературе. В школе ежегодно в ноябре после каникул проходит неделя русского языка и литературы, где учащимся предлагаются олимпиады, лингвистические викторины и игры, «веселые» уроки и конкурсные диктанты, игры «Умники и умницы», « Я люблю и знаю литературу», путешествия в мир русского языка и литературы, литературные гостиные. Учащиеся пишут сочинения, зарисовки, статьи. И школой, и учителями поощряется то, что они являются корреспондентами районной газеты «Сельские зори», областной детской газеты « УТЯ»
( трое учащихся нашей школы побывали в лагере «Лазурный» в смене журналистов).
Через бережное отношение к родному языку формируется уважение к своему народу, к его истории и настоящему, совершенствуется культура речи.
- Воспитание любви к природе.
Воспитывая патриотизм, большое внимание школа уделяет воспитанию любви к природе. Проводятся экскурсии как на уроках литературы, биологии, географии, окружающего мира, так и во внеурочное время.
Воспитанию любви к природе способствуют уроки биологии, литературы, музыки, ИЗО, географии. Так, например, на уроках биологии (учитель Базанова М.Г.) проводятся викторины о растениях, подбирается материал (мифы, легенды, предания, стихи, рассказы о целебных свойствах), собирается гербарий, учащиеся выступают на уроках с сообщениями о растениях нашей местности. Воспитание любви и доброго отношения к животным, чувства ответственности за их жизнь и безопасность. А на уроках географии ( учитель Шевелева Г.А.) учащиеся проводят исследовательскую работу, готовят рефераты , доклады об экономических районах страны. На уроке литературы (учитель Арбузова А.А) «Природа в творчестве русских поэтов» дети доказывали, какое время года лучше, девочки сшили костюмы (осень, зима, лето, весна), звучали стихи, песни, класс был украшен картинами и рисунками, были написаны сочинения и даже стихи, подобраны загадки. На уроках ИЗО (учитель Малахова О.В.) учащиеся сами пытаются творить, изображая красоту природы. На уроках музыки (учитель Морозова О. П.) дети готовили доклады о композиторах, в которых акцентировали внимание на то, что именно природа питала талант великих композиторов, именно ее звуки отражены в музыке, например, Чайковского.
В школе имеется опыт проведения интегрированных уроков (урок биологии и географии «Озеро Байкал», урок литературы и физики, где решали экологическую проблему «Последствия Чернобыльской аварии», урок русского языка и математики по темам «Имя числительное», «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» и др.).
Два раза в год в школе проводятся озеленения территории: посадка деревьев, кустарников, цветов на клумбах.
Учащиеся украшают свою школу, озеленяя кабинеты (сажают комнатные растения, ухаживают за ними), на празднике «Последнего звонка» каждому учителю традиционно дарят комнатное растение.
Предметные недели биологии и географии тоже способствуют воспитанию любви к природе, т. к. проводятся викторины, др. внеклассные мероприятия.
Вся внеклассная работа направлена на формирование гражданина, способного любить природу. Это «Праздники Осени» для младшего и среднего звеньев, «Осенний бал» для старшеклассников, конкурс чтецов «Осень – праздник природы», игра «Дары осени» для воспитанников детского сада, «Дни птиц», ярмарки, «Дни здоровья», туристические слеты, походы и экскурсии (на Мары, на Имзу, на Ургу, на Волгу), конкурсы рисунков на темы природы.
III. Воспитание уважения к людям, к семье.
В школе долгое время работал ученический театр «Огонек» (руководитель Арбузова А.А.), участники театра выступали со сказками, спектаклями перед воспитанниками детского сада, перед младшими школьниками, ездили в детский дом со спектаклями и подарками. Формируя уважительное отношение к женщине, мы проводим ежегодно «День матери», в программе которого родительские собрания с концертом учащихся, лекции для родителей, родительский практикум; готовясь к празднику, дети выпускают газету, рисуют, пишут сочинения. Традиционно к празднику 8 Марта проводится концерт «Милой мамочке моей», праздники «Мама, папа, я – спортивная семья». Семья Савельевых заняла первое место в районном конкурсе «Один в поле не воин». А дочь Савельевых Дина заняла 1 место в районном конкурсе компьютерных презентаций в номинации «Моя семья».
Неоднократно материал учащихся нашей школы печатался в районной газете «Сельские зори» в рубрике «Родничок». В школе организуются встречи учащихся с педагогами- ветеранами. Долгое время в школьной библиотеке работала книжная выставка «Наш дом – Россия», одним из разделов которой был раздел «Твои, Россия, сыновья», где были представлены выставки о людях, прославивших Россию (подг. библиотекарь Шевелева Г. А.).
В школе имеется хороший опыт проведения общешкольных родительских собраний. Собрания проводятся два раза в год, начинаются с концерта учащихся школы, затем директор школы выступает с докладом на актуальные темы воспитания, проводятся родительские практикумы, родители обмениваются опытом воспитания детей. За многие годы проведения собраний в школе собран богатый материал лекций по воспитанию.
- Воспитание интереса к истории села, района, области.
В школьной библиотеке проводятся книжные выставки: «Ой, вы, гой еси, добры молодцы» (былины, сказки, героические песни), «Добрым людям на загляденье» (о декоративно-прикладном искусстве русского народа). В школе проводятся викторины: «Листая летопись Руси», «Летопись земли Нижегородской», «По родной стране», турнир знатоков Нижегородского края «Здесь край мой, исток мой». Часто в районной газете «Сельские зори» печатаются статьи наших учеников с рассказами о близких родственниках, о войне, в областной детской газете «УТЯ» долгое время велась рубрика «Новости из Вазьянки» (ведущая Арбузова Галя, ныне выпускница). В школе проходили исторические чтения (учитель Морозова О. П.), в которых приняли участие учащиеся 5-10 классов, выступив с докладами «Моя семья в истории страны», лучшие работы были отправлены на районный конкурс. Школа поддерживает связь с ветеранами 6 Гвардейской Краснознаменной танковой армии (встречи, переписка, связь с музеем 6 ГКТА). Ежегодно в школе проводятся уроки Мужества (к 23 февраля, к 9 мая), линейка, посвященная выводу войск из Афганистана, линейка, посвященная дню рождения З. И. Афониной, имя которой носит наша школа.
Учащимися школы была проведена акция «Звездочка», в ходе которой ребята изготовили и прикрепили алые звезды на дома ветеранов Великой Отечественной войны, воинов – интернационалистов, воевавших в Афганистане, участников боевых действий в Чечне
Учащиеся посетили Спасский районный музей, а также Болдино, Нижегородские музеи, музеи Санкт-Петербурга, Дивеевский и Макарьевский монастыри. В рамках предметной недели истории, которая проходит в январе, проводится бал «Исторический». Учащиеся школы озеленяют село, посадили аллею Славы (к 50-летию Победы), парк Победы (к 60-летию Победы), проводят уборку территории памятника погибшим воинам, шествуют над могилой Валерия Караганова.
Ветераны – частые гости в школе. Ветераны г. Нижнего Новгорода под руководством председателя Совета ветеранов 20-й армии А.П. Слышкина посещали школьный музей Боевой Славы. Также Слышкин А.П. рассказывал учащимся о патриотических традициях российской армии, об истории Нижегородской авиации, рассказывал о нижегородском поэте Ю.А. Адрианове и его творчестве, о подвигах участников Великой Отечественной войны.
В школе была проведена выставка «Мой подарок ветерану», лучшие работы выставлялись в Спасском ДДТ, затем они были вручены ветеранам.
- Воспитание любви к родной школе, учителям и товарищам.
Учащиеся работают над украшением школы (кашпо, цветы, стенды, генеральные уборки классов, школьной территории). Школа украшена репродукциями картин известных художников. Рамы для картин изготовлены учащимися в школьной мастерской под руководством учителя Кошеварова Г. М. Школа праздновала юбилеи (в программах праздников принимали участие дети, учителя, родители). Формируя духовно-нравственное воспитание подростков, предложили изучить историю своей школы, ее традиции, проанализировать ее современное состояние. Ученики собирали материал о своей школе, в ходе поисковой работы ребята работали в библиотеке, в школьном музее Боевой Славы, беседовали с ветеранами, учителями, выпускниками, затем выступали перед учащимися на классных часах. Стали традиционными такие мероприятия, как День знаний, День учителя, прием в ученики первоклассников, новогодние праздники, шоу «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», туристический слет, День защиты детей, экономические кампании, «Прощание с детским садом, с 1,4,9,11 классами».
Проводится традиционный вечер чествования победителей олимпиад, интеллектуального марафона, вечер встречи с выпускниками школы – студентами высших и средних учебных заведений.
Ученица школы Савельева Дина заняла 1 место в районном конкурсе компьютерных презентаций «Знакомьтесь – это моя школа!» (учитель Прохорова Е.И.).
- Воспитание гражданина своей страны.
Воспитывая учащихся, стремимся к тому, чтобы выпускники школы могли продолжить образование, найти место в обществе, работать на благо страны. Поэтому мы поддерживаем связь с центром занятости: ежегодно учащиеся проходят тестирование; информируем учащихся об учебных заведениях, пропагандируем профессии, востребованные в современном обществе. В школе ежегодно формируются и работают подростковые бригады, которые занимаются ремонтом, благоустройством школы и села. Выращиванием овощей на пришкольном участке. Школьные бригады имеют благодарственные грамоты Департамента федеральной государственой службы занятости населения по Нижегородской области.
Красной нитью через всю воспитательную работу школы проходит воспитание здорового образа жизни (встречи ребят с медиками, дискотеки «Мы против СПИДа», конкурсы плакатов, частушек против курения, СПИДа, Дни здоровья, «Зарницы», предметные недели физкультуры, ОБЖ. В школе работает кружок общефизической подготовки. Учащиеся школы ежегодно принимают участие в районных мероприятиях «Школа безопасности – Зарница», «Веселые старты», «Мальчишник». Проходят товарищеские встречи по волейболу между учащимися нашей школы и учащимися Высокоосельской, Турбанской, Красноватрасской и Сосновской школ.
Ежегодно проходят встречи учащихся с представителями правоохранительных органов.
Большое внимание в школе уделяется воспитанию трудолюбия. Ежегодно учащиеся работают на пришкольном участке, обеспечивают овощами столовую, под руководством учителя технологии Исакова Е.А. работает кружок «Умелые руки», где учащиеся совершенствуют умения резьбы по дереву
Мы стараемся воспитывать у учащихся готовность взять на себя ответственность. С этой целью ежегодно в школе проводится День самоуправления, Учащиеся нашей школы принимают участие в новогодней акции «Подарок воспитаннику детского дома». В школе действует детская организация «Бригантина».
Ведущим направлением в работе ДО «Бригантина» является воспитание патриотов. Дети с малых лет учатся заботиться о старших, уважать друг друга, защищать малышей, любить свою школу, село, родину. Юные краеведы и экологи всегда любознательны и активны.
Мы считаем, что настоящий гражданин должен уважительно относиться к символам и эмблемам своего государства. По тому, как относятся к символам граждане, можно судить об их отношении к политике, своему государству и к своей Родине. День знаний в нашей школе начался с урока «Я – гражданин России». Ко Дню Конституции и в течение всего года во всех классах прошли классные часы: «Государственные символы России», «О Государственном флаге РФ», «Государственный Российский герб», «Государственный Российский гимн», «Символы президентской власти», «Государственные награды РФ» и другие. Государственные символы стараемся использовать на всех внеклассных мероприятиях.
VII. Проектная деятельность.
Проектирование в любой деятельности стало необходимостью. Дети начинают знакомиться с проектами на уроках технологии, украшают поделками школу, сдают государственные экзамены, участвуют в районных акциях. Постепенно уровень участия возрастает и выходит на всероссийский уровень. Так, учащийся 11 класса Панов Алексей был награжден дипломом всероссийского конкурса за свою работу.
Для создания условий формирования системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в школе был разработаны и реализованы различные социальные проекты.
Проект «Я – гражданин России», результат которого: отремонтирован школьный музей, оформлен кабинет ОБЖ, заменены полы в стрелковом тире, оборудован тренажерный зал, закуплено туристическое снаряжение, приобретены верстаки для школьной мастерской
Проект «Наше здоровье в наших руках», результат которого: построение типовой спортивной площадки на территории школы.
Проект «»Детская игровая площадка», результат которого: оборудование детской игровой площадки у детского сада.
Проект «Мы украшаем мир», результат которого: благоустройство территории школы и дошкольной группы.
Проект «Расцветай, село родное», результат которого: благоустройство центра нашего села – сооружение скамеек, разбивка цветников.
Проект «Чистый пруд», результат которого: очистка от бытового мусора пруда в центре села, устройство плотины.
Проект «Отчизны верные сыны», результат которого: приобретение мультимедийного проектора для использования его при обобщении, систематизации и распространения опыта работы по патриотическому воспитанию.
В реализации проектов преобладает такой фактор воспитания, когда учащиеся из пассивных «объектов», которых нужно защищать и оберегать от вредных воздействий, становятся субъектами процесса создания здоровьесберегающей среды, совершенствования материально-технической базы для патриотического воспитания, улучшения экологической, эстетической составляющей окружающей среды.
Школа активно сотрудничает с районным управлением образования, культуры и спорта, районным Домом культуры, Центром занятости населения, районным музеем, СМИ, сельской и районной администрациями, домом детского творчества и другими учреждениями.
Школьные успехи закладываются в дошкольном возрасте
С 1995 года при школе работает детский сад, а в настоящее время – разновозрастная дошкольная группа, что позволяет качественно реализовать принципы преемственности обучения, вовлекая воспитанников дошкольной группы в единое образовательное пространство, помогая им быстрее адаптироваться к школьной жизни. Как отмечено министром образования Наумовым С.В. на Интернет-конференции в 2009 году: «Школьные успехи закладываются в дошкольном возрасте».
В результате работы программы развития дошкольной группы показатели здоровья детей стали лучше (в этом году практически не было пропусков по болезни), у них сформировано бережное отношение к природе. Родине, семье.
Воспитателями дошкольной группы создана и развивается предметно - развивающаяся среда по патриотическому воспитанию, используемая для расширения представлений детей о родной стране, о государственных и народных праздниках, традициях и обычаях. Активно ведётся работа по экологическому воспитанию детей: проводятся наблюдения за животными и растениями на участке, погодой. Дети старшего возраста активно работают на участке, где выращивают лук, чеснок и морковь. Большое внимание уделяется организации ежедневных прогулок, во время которых проводятся наблюдения за окружающим миром.
Педагогический коллектив стремится укреплять и сохранять школьные воспитательные традиции, вовлекать детей в систему дополнительного образования, чтобы будущее поколение было здоровым и развитым как духовно, так и физически.
Важно то, что в школе трудятся единомышленники – учителя, ученики и их родители.